Формула специальности:
Содержанием специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.
Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение
актуальных проблем развития образования.
Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство,
история, обществознание, информатизация образования, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень
начального образования), менеджмент.
Уровни: общего и профессионального образования.
Области исследований:
1. Методология предметного образования:
- история становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;
- вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания с отраслями науки, культуры, производства;
- тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования;
- проблемы разработки теории предметного обучения и воспитания, в том числе на междисциплинарном уровне;
- возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения;
- специфика познания при усвоении содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов;
- общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий;
- прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам. Анализ инновационной и опытно-экспериментальной педагогической деятельности
как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;
- анализ зарубежного опыта предметного образования и разработка путей его использования в отечественном опыте обучения.
2. Цели и ценности предметного образования:
- разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии [информационного общества, массовой глобальной коммуникации] общества;
- развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин, в том числе при использовании информационных технологий;
- проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса;
- профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе;
- аксиологическое обоснование учебных предметов в структуре образования в разных областях и на разных уровнях образования.
3. Технологии обеспечения и оценки качества предметного образования:
- проблемы мониторинга оценки качества обучения и воспитания по разным предметам и на разных уровнях образования;
- теоретические основы созданиями использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования;
- теоретическое обобщение передового опыта обучения и воспитания;
- сравнительные исследования теории и методики предметного образования в различных педагогических системах;
- оценка профессиональной компетентности учителя-предметника;
- различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника;
- разработка содержания предметного образования;
- теория и практика разработки государственных образовательных стандартов различных уровней и областей предметного образования;
- разработка методических концепций содержания и процесса освоения образовательных областей;
- взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и профессионального образования;
- проблемы моделирования структур и содержания учебных курсов;
- теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней;
- теория, методика и практика информатизации образования;
- разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида и уровня образования;
- анализ эффективности реализации учебных программ различного уровня и содержания;
- технология создания учебных программ в системе основного и дополнительного образования;
- методическая эволюция учебных программ;
- методы, средства, формы и технологии предметного обучения, воспитания и самообразования;
- история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования;
- проблемы разработки новых методических систем обучения и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями информатизации и модернизации отечественного образования;
- теория и методика использования технических средств обучения в различных областях знания и на разных уровнях образования;
- проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов;
- разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету;
- проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа и уровня образования;
- теория и методика разработки электронных образовательных ресурсов систем предметного образования и экспертиза их педагогико-эргономического качества;
- теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения;
- теория и практика разработки информационной среды управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий;
- теоретико-методологические основы разработки и применения научно-методического обеспечения систем педагогического образования, реализующих возможности информационных и коммуникационных
технологий;
- проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций;
- анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в предметном обучении на разных уровнях образования;
- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента.
4. Теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам:
- теория и практика руководства самодеятельным творчеством;
- теория и методика дополнительного образования по предмету;
- методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив;
- разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету;
- подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования;
- подготовка педагогических кадров в области информатизации образования.
Отрасль наук:
педагогические науки
Содержанием специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.
Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение
актуальных проблем развития образования.
Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство,
история, обществознание, информатизация образования, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень
начального образования), менеджмент.
Уровни: общего и профессионального образования.
Области исследований:
1. Методология предметного образования:
- история становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;
- вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания с отраслями науки, культуры, производства;
- тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования;
- проблемы разработки теории предметного обучения и воспитания, в том числе на междисциплинарном уровне;
- возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения;
- специфика познания при усвоении содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов;
- общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий;
- прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам. Анализ инновационной и опытно-экспериментальной педагогической деятельности
как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования;
- анализ зарубежного опыта предметного образования и разработка путей его использования в отечественном опыте обучения.
2. Цели и ценности предметного образования:
- разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии [информационного общества, массовой глобальной коммуникации] общества;
- развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин, в том числе при использовании информационных технологий;
- проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса;
- профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе;
- аксиологическое обоснование учебных предметов в структуре образования в разных областях и на разных уровнях образования.
3. Технологии обеспечения и оценки качества предметного образования:
- проблемы мониторинга оценки качества обучения и воспитания по разным предметам и на разных уровнях образования;
- теоретические основы созданиями использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования;
- теоретическое обобщение передового опыта обучения и воспитания;
- сравнительные исследования теории и методики предметного образования в различных педагогических системах;
- оценка профессиональной компетентности учителя-предметника;
- различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника;
- разработка содержания предметного образования;
- теория и практика разработки государственных образовательных стандартов различных уровней и областей предметного образования;
- разработка методических концепций содержания и процесса освоения образовательных областей;
- взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и профессионального образования;
- проблемы моделирования структур и содержания учебных курсов;
- теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней;
- теория, методика и практика информатизации образования;
- разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида и уровня образования;
- анализ эффективности реализации учебных программ различного уровня и содержания;
- технология создания учебных программ в системе основного и дополнительного образования;
- методическая эволюция учебных программ;
- методы, средства, формы и технологии предметного обучения, воспитания и самообразования;
- история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования;
- проблемы разработки новых методических систем обучения и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями информатизации и модернизации отечественного образования;
- теория и методика использования технических средств обучения в различных областях знания и на разных уровнях образования;
- проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов;
- разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету;
- проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа и уровня образования;
- теория и методика разработки электронных образовательных ресурсов систем предметного образования и экспертиза их педагогико-эргономического качества;
- теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения;
- теория и практика разработки информационной среды управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий;
- теоретико-методологические основы разработки и применения научно-методического обеспечения систем педагогического образования, реализующих возможности информационных и коммуникационных
технологий;
- проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций;
- анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в предметном обучении на разных уровнях образования;
- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента.
4. Теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам:
- теория и практика руководства самодеятельным творчеством;
- теория и методика дополнительного образования по предмету;
- методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив;
- разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету;
- подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования;
- подготовка педагогических кадров в области информатизации образования.
Отрасль наук:
педагогические науки